Система QМ в здравоохранении
— DIN EN 15224 «Quality Management System in Healthcare» является стандартом в области управления качеством для учреждений, оказывающих медицинские услуги, и введен в действие в Европейском союзе в 2017 году. Стандарт базируется на семействе международных стандартов ISO 31000 «Риск-менеджмент» — ISO 9000″Системы менеджмента качества». Использование стандарта соответствует концепции пациенториентированности и подходам ценностно-ориентированного управления в сфере здравоохранения.
Наряду с общими требованиями к организации и менеджменту качества он содержит также требования, специфичные для отрасли. Сюда относятся конкретные требования к безопасности пациентов и менеджменту клинических рисков во время процессов планирования, реализации и управления. Центральными пунктами стандарта являются медицинская помощь пациентам и менеджмент клинических рисков.
Клинические риски
Риск понимается как клинический, если он может привести к негативным последствиям как минимум для одного из 11 показателей качества при медицинском обслуживании. Стандарт определяет эти показатели качества: адекватная и правильная медицинская помощь, возможность ее получения, результативность, эффективность, равенство, свидетельства оказания медицинской помощи, основанной на использовании знаний, медицинская помощь, ориентированная на пациентов (включая физическую и психическую неприкосновенность), вовлечение пациентов, безопасность пациентов, своевременность и доступность. Каждый процесс должен быть ориентирован на эти 11 показателей качества.
Целевая группа
Все учреждения здравоохранения, ориентированные на внедрение эффективных концепций управления пациенториентированности , человекоцентричности и ценностно-ориентированного управления. Благодаря инструментам управления рисками и возможности внедрение DIN EN 15224 позволяет за короткие сроки повысить конкурентоспособность медицинской организации и одновременно повышать безопасность пациентов в своем учреждении, способствовать культуре безопасности и раскрывать потенциал улучшения.
К целевой аудитории станарта относятся:
клиники, медицинские центры, стоматологическая практика, физиотерапевтическая практика; санатории и реабилитационные учреждения, патронажная служба, учреждения по психосоматике и психотерапии, хосписы; скорая медицинская помощь.
Преимущества предприятия, использующего систему QM в соответствии с EN 15224: 2017
Повышение безопасности пациентов; Направленность организации на клинические процессы; Способствование культуре безопасности и процессам улучшения; Возможно комбинирование с другими стандартами, например с ИСО 9001 и ИСО 31 000; Возможно использования технологий SOL-решениий; Увеличение доверия и лояльности пациентов.
Обязательное рассмотрение клинического риска снижает или позволяет избежать отрицательного влияния на результаты одного из аспектов качества медицинской помощи.
Сертификация (присвоения рейтинга) системы QM в соответствии с EN 15224: 2017
Фактическая сертификация (присвоение рейтинга) осуществляется Q-Rating после успешного проведения аудита и представления отчетности на основе заключения о соответствии. Сертификация осуществляется (рейтинг качества) присваивается медицинской организации при условии выполнения следующих требований:
- Внедрение системы управления клиническими рисками и СМК в соответствии с EN 15224: 2017
- Соглашение о сертификации (соглашение об участие в системе рейтингования)
- Положительный результат аудита
Сертификат, как правило, выдается выдан сроком на 3 года. Для сохранения действительности сертификата (рейтинга) в течение всего срока его действия необходимо проводить ежегодный промежуточный аудит с положительным результатом (каждые 12 месяцев).